Презентация урок исследование на тему вода растворитель. Как называются все моря и океаны вместе взятые


Вода в природе Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Вода – это: - передвижение (плоты, лодки, корабли); - поддержание чистоты; - движение машин, вырабатывающих электрический ток; - переносит тепло по трубам; - растворение красок, крашение кожи и ткани; - изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба; - полив растений и др. Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества.


Универсальный растворитель Вода является универсальным растворителем. В воде растворяются газообразные, жидкие и твердые вещества. Водные растворы находят широкое применение в жизнедеятельности человека. Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. Тоже самое происходит и с некоторыми другими веществами.


Растворимые и нерастворимые Вещества, которые растворяются в воде (соль, сахар, мёд), называются растворимыми. Вода для них – растворитель. То, что получается после растворения, называют раствором. Но если попробовать насыпать в воду песок, то он не растворится. Песок и другие подобные вещества (мел, глина) называются нерастворимыми.


Контрольные вопросы Как называют воду за способность растворять другие вещества? Растворитель Как называются вещества, растворяющиеся в воде? Растворимые Как называются вещества, не растворяющиеся в воде? Нерастворимые Как называется то, что получается после растворения вещества в воде? Раствор


Источники 1. Федотова О.Н. и др., «Окружающий мир», часть 1., Интернет-сайт 3.Интернет-сайт festival.1september.rufestival.1september.ru 4.Интернет-сайт 900igr.net900igr.net 5.Интернет-сайт

Локтионов Семён

Данная презентация поможет раскрыть одно из свойств воды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация ученика 3 «Б» класса МБОУ лицея №7 г.Красный Сулин Ростовской области Локтионова Семёна 2011г. Вода как растворитель

Вода в природе Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Ею заполнены океаны, моря, озера, реки. Пары воды входят в состав воздуха. Вода содержится в организмах растений и животных.

Если всю воду Земли распределить равномерным слоем по ее поверхности, то образовался бы Мировой океан глубиной 4 км.

Вода - это

Самое распространённое вещество на Земле

Находится сразу в трёх состояниях (жидком, твердом, газообразном)

Прозрачна

Способна расширятся (охлаждение, нагревание)

жидкое вещество, в котором растворяются другие вещества вещество, которое растворилось в растворителе Растворённое вещество Растворитель Великолепный растворитель

Химическая формула Н 2 О

Среда зарождения и источник жизни

Мы хотим выяснить Многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. Предлагаю провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. Что берём? Что наблюдаем? Поваренная соль? Сах ар ный песок? Речной песок? Глина? От чего зависит растворимость (эксперимент) ?

Растворимость – это содержание растворенного вещества в насыщенном растворе. Бывают:

Проведем опыт Наполни прозрачный стакан кипячёной водой. Всыпь в него чайную ложку поваренной соли. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами соли.

Соль растворилась в воде. Прозрачность не изменилась. Цвет не изменился. А вот вкус – да! Раствор стал соленый.

В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё воду с солью. Соль вместе с водой прошла через фильтр, она не осталась на фильтре. А вкус после фильтрования прежний. Значит она растворилась.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проведем опыт Наполни прозрачный стакан кипячёной водой. Всыпь в него чайную ложку сахарного песка. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами сахара.

Сахар растворился в воде. Прозрачность воды не изменилась. Цвет не изменился. Сахара не стало видно в воде. А вот вкус –да!

В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё воду с сахаром. Сахар растворился в воде. Он не остался на фильтре, прошел вместе с водой. А вкус после фильтрования прежний.

Проведем опыт Размешай в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дай смеси отстояться.

Изменился цвет воды, она стала мутной, грязной. Крупные песчинки легли на дно, мелкие плавают. Песок не растворился.

В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё содержимое. Песок остался на фильтре, вода прошла и очистилась. Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются.

Проведем опыт Размешай в стакане с водой чайную ложку глины. Дай смеси отстояться.

Глина не растворилась в воде, вода мутная, крупные частицы глины упали на дно, а мелкие плавают в воде.

Пропусти содержимое стакана через бумажный фильтр. Вода проходит через фильтр, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре. Фильтр помог очистить воду от частиц, которые не растворились в воде.

Все ли вещества растворяются в воде? Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет?

Вода -растворитель В природе совершенно чистой воды нет. На самом деле это раствор многих веществ. В воде растворены газы: азот, кислород, аргон, углекислый газ и все примеси, находящиеся в воздухе. В ней растворены соли из почвы, железо из водопроводных труб, серебро и многие другие вещества. (По Л. Савиной)

Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

Мы выяснили, что раствор – это неоднородная масса, состоящая из растворителя и растворенного вещества. 2 . Вещества бывают растворимыми и нерастворимыми, поэтому и сами растворы отличаются по насыщенности. 3. Из природных водных растворов образовались громадные толщи многих минералов, например каменной соли. 4. Растения берут из почвы необходимые им соли только в виде растворов. Поэтому своевременное поступление воды из почвы – одно из главных условий высокого урожая. 5. Процессы усвоения пищи животными и человеком также осуществляется через превращение ее в органах пищеварения в соединения, растворимые в воде, и переход этих соединений в водные растворы. Выводы

Доклад ученика по теме: «Вода – растворитель».

Исследовательская работа. 4 класс

Мы не можем прожить без воды и несколько дней. Вода – это жизнь.

Задумывается ли человек над значением этой фразы для него лично? Вода окружает нас, она не только под нами, над нами, но и внутри нас. Без нее человек может прожить лишь несколько суток.

Вода является одним из самых распространенных веществ на Земле. Из-за важности ее часто называют источником жизни. Вода – это сама жизнь.

Откуда же тогда в сказках и былинах появились слова не только о «живой», но и о «мертвой» воде?

Есть ли живая и мертвая вода в природе?

Вот наша гипотеза.

Живой будет чистая вода, а загрязненная примесями – мёртвой.

Вода – это вещество, которое проникает повсюду и растворяет многие вещества. Эти вещества часто и делают воду непригодной для живых организмов – мёртвой.

Мы изучили большое количество различной литературы и поняли, что самая чистая вода содержится в ледниках и подземных водах.

Водопроводная вода очищена от примесей человеком, и употреблять ее лучше в кипяченом виде. Улучшить состояние водопроводной воды способны и домашние фильтры. Они убирают многие вредные вещества.

Вся природная вода содержит соль в разных количествах, но на Земле, в природе, нет абсолютно бессолевой воды.

Откуда же соль в воде? Вода способна растворить соли и другие вещества.

А вот как влияет на растения мертвая вода.

Мы предположили, что вода, насыщенная солью, будет вредна для растений. Растение, которое мы поливали водопроводной водой прекрасно развивается, значит, такая вода полезна. А если сделать сильный (насыщенный) солевой раствор- что тогда будет с растениями?

Сначала мы понаблюдали за землей, политой насыщенным раствором. На второй день на поверхности появилась соляная корка. И изо дня в день по мере того, как почва высыхала, корка становилась всё больше. На поверхности даже стали видны кристаллы соли.

Как известно из литературы, на засоленных участках, солончаках, растений нет.

Вывод:

Но, может быть, вода с растворенной в ней солью не встречается на улицах нашего города, и это – только опыт?

Нет. Вот наши наблюдения. Зимой улицы города посыпают технической солью – это соль и песок, чтобы не было скользких дорог. А что же происходит весной?

От солнечных лучей, при повышении температуры, снег тает, следовательно – превращается в воду, а она, в свою очередь, растворяет техническую соль. И вот уже талая вода это не просто вода, а солевой раствор.

«Сапоги в соли» такую картину видел каждый, придя домой по смеси снега, воды и соли, и высушив обувь. Это – соль из талой воды.

А что же наша мертвая вода – талая вода? Вода с солью весной оказывается на почве, на обочинах дорог. Солнечные лучи нагревают землю, вода испаряется, а на почве остаются соль и песок. От ветра они поднимаются и оказываются в воздухе, ими то и дышит человек. Это очень вредно – запыленный солевой воздух. Особенно это опасно в период, когда нет дождей, когда сухо. И снова на помощь приходить «живая» вода – дождь. Она растворяет соли, смывает их с улиц, уносит с собой под землю. Но почва, подобно почве в стакане, тоже может насытиться солью, и тогда растения не смогут развиваться.

Вывод: человек должен следить за состоянием воды, иначе экологическое загрязнение даже солью может вызвать превращение живой воды в мертвую. И, вместо потребления природной воды, человек будет использовать искусственно очищенную воду.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вода-растворитель. Польза или вред. Выполнили обучающиеся 4- а класса ГБОУ №485: Головлева Мария Гусева Мария Максименко Михаил Руководитель: Ковалева З.П.

Цель: Исследовать воду как вещество, которое имеет огромное значение в жизни живых организмов. Задачи: 1. Собрать и проанализировать информацию о воде, ее свойствах и использовании человеком. 2. Провести опыты «Вода-растворитель ». 3. Узнать: вредна или полезна для живых организмов вода с растворенными в ней веществами. 4. Выяснить влияние воды на живые организмы.

Объект исследования - вода. Методы работы – наблюдение, сбор и обработка информации, анкетирование, анализ литературы. Гипотеза – мы предположили, что вода и растворенные в ней вещества оказывают на живые организмы как положительное, так и отрицательное влияние.

Мы не можем прожить без воды и несколько дней. Вода – это жизнь. Задумывается ли человек над значением этой фразы для него лично? Вода окружает нас, она не только под нами, над нами, но и внутри нас. Без нее человек может прожить лишь несколько суток. Вода является одним из самых распространенных веществ на Земле. Из-за важности ее часто называют источником жизни. Вода – это сама жизнь.

Откуда же тогда в сказках и былинах появились слова не только о « живой », но и о « мертвой » воде? Есть ли живая и мертвая вода в природе? Может быть «живая» -это чистая вода (без примесей), а загрязненная примесями – «мёртвая». Вода – это вещество, которое проникает повсюду и растворяет многие вещества. Эти вещества часто и делают воду непригодной для живых организмов – мёртвой.

Мы изучили большое количество различной литературы и поняли, что самая чистая вода содержится в ледниках и подземных водах. Вся природная вода содержит соль в разных количествах. Н а Земле, в природе, нет абсолютно бессолевой воды.

Откуда же соль в воде? Вода способна растворить соли и другие вещества. Мертвое море … на 1000 граммов воды этого озера приходится 35 граммов растворенных солей. Если бы возможно было выпарить все океаны, то толщина солевого покрова дна составила бы 60 метров.

Мы предположили, что вода, насыщенная солью, будет вредна для растений. Растение, которое мы поставили в водопроводную воду прекрасно развивается, значит, такая вода полезна. А если сделать сильный (насыщенный) солевой раствор- что тогда будет с растениями? Вот так влияет на растения «мертвая» вода. А что будет происходить с почвой?

Как известно из литературы, на засоленных участках, солончаках, растений нет.

Но, может быть, вода с растворенной в ней солью не встречается на улицах нашего города, и это – только опыт? Нет!Вот наши наблюдения. Зимой улицы города посыпают технической солью,чтобы не было скользких дорог – это соль и песок. А что же происходит весной?

От солнечных лучей, при повышении температуры, снег тает, следовательно – превращается в воду, а она, в свою очередь, растворяет техническую соль. И вот уже талая вода это не просто вода, а солевой раствор. Такую картину видел каждый, придя домой по смеси снега, воды и соли, и высушив обувь. Это – соль из талой воды.

Вот она наша мертвая вода – талая вода!!! Вода с солью весной оказывается на почве, на обочинах дорог. Солнечные лучи нагревают землю, вода испаряется, а на почве остаются соль и песок. От ветра они поднимаются и оказываются в воздухе. Это очень вредно – запыленный солевой воздух. Особенно это опасно в период, когда нет дождей, когда сухо. Это вредно и для человека. И снова на помощь приходить «живая» вода – дождь. Она растворяет соли, смывает их с улиц, уносит с собой под землю. Но почва, подобно почве в стакане, тоже может насытиться солью, и тогда растения не смогут развиваться.

Вывод: человек должен следить за состоянием воды, иначе экологическое загрязнение даже солью может вызвать превращение живой воды в мертвую. И, вместо потребления природной воды, человек будет использовать искусственно очищенную воду.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 4.1 стр.54-58, стр.58 № 11,12


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

1. РАСТВОР

2. РАСТВОРИТЕЛЬ

3. РАСТВОРЁННОЕ ВЕЩЕСТВО

4. ТИПЫ РАСТВОРОВ

5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА

6. МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА


Проблемная ситуация:

  • Ребята, мы все с вами настолько сильно привыкли к наличию в нашей жизни воды, что для нас сам этот факт является как данность, обыденность!

«В нашем мире не хватает воды, и он обречён на голод» (Раймонд Фюрон-франц. учёный)

ВОПРОС:

Что учёный хотел сказать своим высказыванием?

Проблема в том, что нашей планете грозит жажда. Возможно ли такое? Ведь кругом полным-полно воды!

Но беда в том, что почти вся эта вода солёная, морская.

Пресной воды на Земле только 2%, примерно 30 миллионов километров кубических.

ВОПРОС:

Ребята, для чего нужна всем живым существам вода, включая и человека?


Вода –весьма распространённое вещество на Земле!

  • Почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, образуя моря, океаны, реки и зёра.
  • Много воды в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере.
  • В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах гор и в полярных странах.
  • В недрах земли, пропитывающая почву и горные породы.

Состав воды:

  • Гумбольт и Гей-Люссак доказали, что 2 атома водорода и атом кислорода, соединяясь в молекулы, рождают воду.
  • Вода-минерал (образовавшийся естественным путём), смесь 42 веществ-соединений 3-х разных водородов с тремя разными кислородами (изотопы водорода: протий- H2O , дейтерий- D2O и тритий - Т2О и кислорода(16 О, 17 О и 18 О))

Аномалии воды:

1. Высокие температуры плавления и кипения

2. Высокая теплоёмкость

3. Высокая скрытая теплота испарения и плавления

4. При замерзании расширяется на 9% к прежнему объёму

6. Самое большое поверхностное натяжение

7. Лучший в мире растворитель


Определения:

Раствор - это гомогенная смесь, состоящая из двух и более компонентов.

Растворитель - это среда в которой растворённые вещества равномерно распределены в виде молекул и ионов (в большем количестве).

Растворённое вещество - компонент жидкого или твердого раствора, который присутствует в меньшем или незначительном количестве (т.е. растворён в растворителе).


Типы растворов:

1. Насыщенный (см. учебник стр. 55)

2. Ненасыщенный (см. учебник стр. 55)

3. Пересыщенный (см. учебник стр. 55)

4. Концентрированный (см. учебник стр. 56)

5. Разбавленный (см. учебник стр. 56)


Растворимость(или коэффициент растворимости)

Растворимость вещества показывает, сколько вещества в граммах может раствориться в 1 л воды или сколько вещества в граммах может раствориться в 100 г растворителя.

Отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к объему растворителя называется растворимостью этого вещества или коэффициентом растворимости.

  • Пользуясь учебником стр. 55 выписать самостоятельно классификацию растворов по растворимости.

Концентрация раствора

Конц.р-ра- это содержание растворённого вещества в растворе (настойка йода 5%, уксусная кислота 70% и т.д.).

Выражается через массовую долю вещества (см. стр.57 учебника)

m(раствора) = m (растворённого вещества) + m (растворителя)

m (раствора) = V* p

Плотность воды = 1г/мл

Задачи стр. уч-ка 59 № 8,9,10,11.


Молярная концентрация раствора

  • Молярная концентрация C(B) показывает, сколько моль растворённого вещества содержится в 1 литре раствора.
  • C(B) = n(B) / V = m(B) / (M(B) V),
  • где М(B) - молярная масса растворенного вещества г/моль.
  • Пример:

Какую массу хромата калия K2CrO4 нужно взять для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора?

M(K2CrO4) = C(K2CrO4) V M(K2CrO4) = 0,1 моль/л 1,2 л 194 г/моль = 23,3 г.

Ответ: для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора нужно взять 23,3 г K2CrO4 и растворить в воде, а объём довести до 1,2 литра.


Литература:

1. Акимушкин И.И. «Занимательная биология», Смоленск: Русич,1999

2. Учебник О.С. Габриелян, Остроумов И.Г. «Химия для профессий и специальностей технического профиля», Москва: изд.центр «Академия, 2012»

3. Н.Л. Глинка «Общая химия», Москва: Интеграл-Пресс,2007