Классификация организаций по функциональному и целевому назначению. Организация предприятия

Типы организаций по форме собственности.

Здесь можно говорить о подсистемах (формах управления) ФиС в РФ.

Первая подсистема – это государственное управление ФиС. Центральным звеном государственной системы управления отраслью ФиС в России является Министерство спорта РФ и соответствующие комитеты по ФиС в субъектах федерации.

Вторая подсистема – менеджмент в общественных объединениях физкультурно-спортивной направленности – ФСО, федерациях, ассоциациях и союзах по видам спорта, спортивных клубах, командах и т.п.

Третья подсистема – менеджмент в коммерческих (предпринимательских) ФСО. К этой группе относятся организации профессионального спорта (например, спортивные клубы по футболу и профессиональная футбольная лига, спортивные клубы по хоккею и профессиональная хоккейная лига и т.п.) и коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности (спортивно-оздоровительные центры, фитнес- клубы и т.п.). Типы организаций по организационно-правовым формам

По действующему гражданскому кодексу РФ, все организации, имеющие статус юридического лица, делятся на две категории:

1. коммерческие (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и

2. некоммерческие (не имеющие извлечение прибыли в качестве главной цели и не распределяющие прибыль между участниками).

Типы организаций по целевому назначению.

Каждая ФСО создается для реализации какой-либо цели, которую специалисты обычно называют миссией или философией организации. С этой точки зрения организации можно подразделить на виды: ДЮСШ и ДЮКПФ, спортклубы и КФК, СК профессионального спорта, физкультурно-оздоровительные центры и фитнес-клубы, стадионы и спортивные комплексы и т.д. Иерархия управления физической культурой и спортом определяется прежде всего территориально-государственным устройством Российской Федерации. Следует выделять четыре уровня управления : высший (федеральный, напр. Федеральное агентство по ФиС, ОКР, всероссийские федерации, союзы и т.д.); уровень субъекта федерации (республиканский, областной, краевой) – 3-й; районный, городской уровень (2-й); первичное (основное звено) управления физической культурой и спортом первого уровня. С позиций внутриорганизационного взаимодействия подразделений в теории менеджмента выделяют несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, матричные, целевые и др.

5. Сущность и принципы спортивного менеджмента. Принципы государственной политики России в области ФиС.

Под принципами спортивного менеджмента следует понимать исходные руководящие правила, требования и нормы поведения, которыми следует руководствоваться менеджерам физкультурно-спортивных организаций для обеспечения эффективного управления. Для спортивного менеджмента характерны следующие важнейшие принципы:

1. научной обоснованности и оптимальности-

2. системности;-

3. эффективности;-

4. иерархической упорядоченности;-

5. сочетания отраслевого и территориального управления;-

6. учета спортивных интересов населения,-

7. государственной поддержки развития ФКиС;-

8. разнообразия организационных форм и демократизации.

Наряду с принципами спортивного менеджмента следует иметь в виду принципы государственной политики России в области физической культуры и спорта. Они получили правовое выражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В законе указывается, что государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами : –

1. непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; –

2. учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; –

3. признания самостоятельности всех физкультурно- спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; –

4. создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.

6. Система функций менеджмента спортивной организации. Общие функции менеджмента. Конкретные (специфические) функции спортивного менеджмента.

Общие функции спортивного менеджмента – такие действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, получили название общих функций менеджмента. В их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль. Функции, выделяемые по содержанию управляемого воздействия на управляемый объект, принято называть конкретными (специфическими или отраслевыми) функциями менеджмента.



7. Секторы экономики и физическая культура (государственный, общественный, смешанный, коммерческий). Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций РФ и накопления денежных средств. Материально-техническая база ФиС. Налоги и сборы трех уровней (федеральный, региональный и местный).

С позиции теории общественного блага и учитывая специфику сферы спорта, в ее структуре можно выделить четыре сектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный и частный коммерческий.

Государственный сектор . В этом секторе сегодня производятся: чистые общественные блага (подготовка спортсменов для сборных команд страны; целевые программы развития массовой физической культуры и спорта на государственном и региональном уровнях; физическая подготовка военнослужащих и кадров правоохранительных органов); социальнозначимые блага (услуги физического воспитания в системе государственного среднего и высшего образования и дошкольного воспитания, в государственных внешкольных физкультурно-оздоровительных организациях; услуги лечебной физкультуры в системе государственного здравоохранения и обязательного медицинского страхования, санаторно-курортного обслуживания, в государственной системе реабилитации инвалидов). Социально значимые услуги ФКС обеспечивают систему негосударственных минимальных стандартов удовлетворения потребностей населения в физическом воспитании и развитии.

Добровольно-общественный сектор . Здесь производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа - так называемые клубные блага, представляющие собой услуги муниципальных организаций ФКС, общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, союзы и др.). Такие организации и объединения являются некоммерческими организациями и ставят своей целью развитие физической культуры и спорта в стране на добровольной основе. Их деятельность регулируется законом о некоммерческих организациях и общественных объединениях.

Смешанный сектор . В нем производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги ФКС, организациями смешанной формы собственности (государственно-общественными, государственночастными предприятиями и организациями физкультурно-спортивной и спортивно-зрелищной направленности - акционерными обществами со смешанным капиталом, государственными и общественными корпорациями, совместными предприятиями с участием государства, государственно-общественными объединениями и др.), а также частными некоммерческими физкультурно-спортивными организациями (частными спортивными сооружениями, спортивными школами, учреждениями физического воспитания, секциями и курсами обучения различным видам спорта, частными фондами развития спорта, автономными некоммерческими организациями физкультурно-спортивной направленности, благотворительными организациями и др.). Организации смешанного сектора действуют на основе законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, законов о совместных предприятиях, акционерных обществах, некоммерческих организациях, благотворительности.

Частный коммерческий сектор . В этом секторе производятся частные блага (товары и услуги) на коммерческой основе: организации профессионального спорта, спортивнозрелищные предприятия, индивидуальная предпринимательская деятельность спортсменов, тренеров. В данном секторе производства услуг ФКС функционируют профессиональные спортивные клубы, коммерческие сооружения, фирмы спортивного шоу-бизнеса и другие предприятия, работающие ради извлечения прибыли, имеющие различные орга-низационно-правовые формы (товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия).

Источники финансирования отрасли ФиС можно объединить в две основные группы – бюджетные и внебюджетные. Бюджетное финансирование - предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета организациям для полного или частичного покрытия их расходов. Внебюджетное финансирование осуществляется за счет: – доходов физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности (содержание гостиниц, парковок, проценты по депозитным вкладам, выпуск газет и журналов, производство сувениров, продажа телевизионных прав, пошив спортивной одежды, лотереи, прокат инвентаря, аренда помещений); – поступлений из разнообразных внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта (могут быть не только общероссийскими, но и региональными); – спонсоров; – налоговых и иных льгот: – других доходов, не запрещенных законодательством.

Основные источники финансирования ФСО в современных условиях складываются из пяти основных групп: - финансирования из федерального, регионального и местного бюджетов; - финансирования по линии внебюджетных фондов, образовательных учреждений и профсоюзов; - самофинансирования за счет собственной предпринимательской деятельности (включая участие в коммерческих соревнованиях), а также спонсорства; - финансирования по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций; - поступлений от благотворительной деятельности отдельных граждан и организаций.

8. Модели профессионального спорта (американская, европейская, смешанная). Общие и специфические отличия профессионального коммерческого спорта от спорта высших достижений. Специфика бизнеса в сфере коммерческого спорта.

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Исторически сложились 3 модели профессионального спорта: американская, европейская и смешанная. Американскую модель характеризуют: получение прибыли, дифференциация уровня заработной платы спортсменов, отсутствие спонсоров (это связано с олимпийским и студенческим спортом), высокая стоимость продажи телеправ, высокий вступительный взнос для новичков, система распределения доходов от продажи билетов, низкая арендная плата за пользование муниципальными спортивными сооружениями, налоговые льготы. В основе американской модели заложено стремление к постоянному уравниванию спортивных сил и финансовых возможностей клубов. Основу американского профессионального спорта составляют игровые виды (баскетбол, бейсбол, американский футбол, хоккей, бокс). Профессиональный спорт в США складывался и развивался как самостоятельная отрасль развлекательного бизнеса при поддержке государства. Отличие между любительским и профессиональным спортом лежит в целях их развития. Цель любительского олимпийского спорта – успешное выступление на ОИ (место страны, количество медалей). Цель профессионального спорта – производство спортивно-зрелищных услуг, продажа которых обеспечивает прибыль, т.е., это сфера бизнеса. Характерные черты профессионального спорта: 1. отличие в целях от любительского спорта; 2. ограничение малым количеством видов спорта, интересных с коммерческой точки зрения; 3. поддержание жесткой соревновательной конкуренции с целью удержания зрителей, спонсоров и ТВ; 126 4. формирование в каждом из профессиональных видов спорта спортивной элиты, пользующейся повышенной популярностью у зрителей; 5. наличие эффективной системы социальной защиты спортсменов. Исторически сложились два основных подхода к развитию профессионального спорта: –коммерческо-спортивный (характерен для США), его основу составляют следующие моменты: а) стремление к максимальным доходам за счет непосредственно соревновательной деятельности; б) профессиональный спорт рассматривается как сфера бизнеса; в) спортивная деятельность и ее результаты – это средство достижения прибыли; г) состав команд в национальных чемпионатах стабилен из года в год; д) команда, занявшая последнее место, не выбывает из высшей лиги; е) изменение состава лиги происходит или за счет продажи- покупки клуба или за счет нового клуба, который должен внести большой вступительный взнос в лигу, распределяемый между всеми командами; ж) зрелищность соревнований обеспечивается непредска- зуемостью спортивного результата; з) перераспределение финансовых и людских ресурсов от сильных команд к слабым с целью создания более благоприятной для бизнеса конкуренции и усиления зрелищности соревнований; и) финансовая стабильность клубов; к) отлаженная система правовых отношений. – спортивно-коммерческий (характерен для Европы): а) спорт организован в виде системы федераций: национальных, региональных, европейских. Спортивные клубы составляют фундамент этой пирамиды. Они предоставляют для всех возможность заниматься спортом по месту жительства и способствуют росту новых поколений спортсменов и спортсменок. Региональные федерации образуют следующий уровень, и спортивные клубы являются, как правило, их членами. 127 Национальные федерации, по одной на каждый вид спорта, образуют следующий уровень пирамиды. Обычно все региональные федерации являются членами соответствующих национальных федераций. Верхнюю строчку пирамиды занимают европейские федерации, которые организованы по тому же принципу, что и национальные. Каждая европейская федерация допускает к членству только одну национальную федерацию из каждой страны; б) спортивное соперничество является приоритетным фактором и обязательным условием ведения спортивного бизнеса; в) преимущество спортивных команд во многом основано на финансовых возможностях приобретать сильнейших спортсменов; г) команда, занявшая последнее место по итогам чемпионата, выбывает из высшего дивизиона; д) финансирование команд осуществляется за счет спонсоров (50% доходов) и местных структур власти; е) клубы получают меньше доходов от продажи телеправ, зарплата спортсменов ниже и они хуже защищены социально; ж) особенностью спорта является приверженность национальной или региональной идентификации.

9. Финансирование российских профессиональных спортивных команд и спортивных федераций. Источники финансирования зарубежных лиг и профессиональных клубов. Экономические отношения федерации и клуба. Финансовый отчет федерации.

10. Материальное обеспечение физкультурно-спортивных мероприятий (ФСМ). Смета на проведение ФСМ– официальный планово-финансовый документ. Статьи приходно-расчетной сметы.

11. Понятие «физкультурно-спортивное мероприятие» (ФСМ). Виды ФСМ. Классификация массовых ФСМ в зависимости от направленности.

12. Понятие «спортивное соревнование». Его элементы (4 группы). Классификация спортивных соревнований (виды и признаки). Функции спортивного соревнования (социальная; спортивно-зрелищная; нравственно-регулятивная; гедонистическая; рекреативная).

Спортивные соревнования - важнейший компонент в системе подготовки спортсмена, выступают как цель, средство и метод подготовки спортсмена.

Спортивные соревнования - способ демонстрации, сравнения и оценки определённых способностей спортсмена и обеспечения возможности их максимального проявления . Являются важнейшим фактором познания возможностей человека, создания эталонных показателей (установления спортивных рекордов). В то же время соревнования - средство стимулирования спортивной деятельности, метод отбора и повышения эффективности подготовки спортсменов.

Международные соревнования FIS подразделяются: на зимние Олимпийские игры (ЗОИ), чемпионаты мира (ЧМ), первенства мира (ПМ), Кубки мира (КМ), континентальные соревнования FIS (гонки FIS). Все соревнования, включённые в календарь FIS, контролируются техническим делегатом FIS.

По масштабу и спортивной значимости соревнования Российской Федерации (РФ) классифицируются на следующие категории:

1-я категория – чемпионаты, кубки, первенства, всероссийские соревнования, Спартакиады, проводимые на уровне РФ, молодёжные и юношеские игры, соревнования федеральных округов, краёв, областей, автономных республик, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, чемпионаты, кубки и первенства обществ и ведомств, а также международные соревнования СНГ и FIS, проводимые на территории РФ;

Все соревнования классифицируются на чемпионаты, первенства, кубковые, квалификационные, отборочные, показательные, массовые; по характеру определения победителей: личные, лично-командные, командные.

Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнова­ний. Главными осо­бенностями спортивных соревнований являются:

1)строгая регламентация деятельности участников соревнований, об­служивающего персонала и других лиц;

2)полифункциональность, пол и структурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;

3)наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляют­ся в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4)высокая общественная и личная значимость для каждого спортсме­на и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

5)высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максималь­ными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходя­щими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6)непосредственное или опосредованное взаимодействие соревную­щихся противников, при котором каждый стремится к достижению пре­восходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7)равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления. Сравнимость результатов возможна, бла­годаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревно­ваниях, института квалифицированных судей, технических средств и на­выков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту соци­льно-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрыва­ется спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления воз­можного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.

8)наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на присвоение спортсмену звания «спортсмен-разрядник», «ма­стер спорта», «мастер спорта международного класса» и «заслуженный мастер спорта».

В общей структуре любого спортивного соревнования составными его частями являются: 1) спортсмены-соперники; 2) предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперни­ков, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избран­ном виде спорта; 3) судейство (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.); 4) средства и служ­бы обеспечения соревновательной деятельности; 5) болельщики и зрите­ли; 6) иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему.

13. Принципы проведения соревнований. Системы проведения соревнования («круговая», «с выбыванием», «смешанная», «блицтурнир»).

Наиболее распространенными системами проведения спортивных соревнований являются:

Система прямого определения мест участников,

Круговая система,

Система с выбыванием («олимпийская»),

Смешанная система.

Система прямого определения мест участников соревнования путем ранжирования результатов применяется при проведении личных и лично-командных соревнований по видам спорта, в которых результаты соревнующихся участников измеряются метрическими единицами (секундами, минутами, метрами, сантиметрами и т.д.) или оцениваются суммой баллов, присуждаемых за качественное и технически эстетичное исполнение упражнений.

Круговая система предполагает последовательные встречи каждого участника или команды со всеми остальными и применяется главным образом в спортивных играх и единоборствах.Круговой способ проведения соревнований является продолжительным, но при этом позволяетдостаточно полно и наиболее объективно выявить победителя.

В круговой системе итоговое место участника или команды определяется по количеству набранных в соревнованиях очков. В игровых видах спорта при равенстве очков у одной или нескольких команд для определения победителя могут применяться следующие критерии:

Разница забитых и пропущенных мячей или шайб,

Количество забитых мячей или шайб,

Результат конкретной игры,

Жеребьевка.

При большом количестве команд их разделяют на группы.Затем по итогам соревнований в группах проводятся финальные игры между командами, занявшими одинаковые места в разных группах.

При круговой системе проведения соревнований жеребьевкой определяются номера участников (команд) и порядок их встреч. Далее, учитывая результаты жеребьевки, составляется календарь встреч.В игровых видах спорта, если розыгрыш проводится в один круг, то «хозяином поля» является команда, которая находится в паре на первом месте. При розыгрыше в два круга во второй игре «хозяином поля» будет команда, которая в паре стоит на втором месте.

Система с выбыванием («олимпийская») строится по принципу выбывания участника или команды из соревнования после одного или нескольких поражений. Данная система позволяет включить в соревнования большое количество участников и провести их в сжатые сроки.

Для проведения соревнований по системе с выбыванием проводится жеребьевка для определения порядкового номера участника или команды. Число участвующих команд, как правило, кратно двум, т.е. 4,8,16,32 и т.д.Далее составляются таблицы встреч, в которых названия команд располагают с учетом порядкового номера участника или команды сверху вниз (по возрастанию). Первый номер встречается со вторым, третий с четвертым и т.д.

В соревнование одновременно вступают все участники. Победители первого круга (тура) встречаются между собой также попарно в порядке сверху вниз (по списку согласно таблице). Круг, в котором встречаются восемь участников, называют четвертьфиналом, круг встреч четырех участников – полуфиналом. В последнем, заключительном круге, который называется финалом, встречаются два лучших участника. Команда или участник, выигравший финал, становится победителем соревнований. За определение участника (команды) занявшей третье место проводится дополнительный тур (круг) среди участников (команд) вошедших в полуфинал, но не вышедших в финал.

Смешанная система проведения соревнований состоит в последовательном сочетании в одном соревновании двух систем – круговой и с выбыванием, при котором первый этап соревнований проводится по одной системе, а второй – по другой. Эта система облегчает проведение соревнований с большим числом участников, позволяет сократить число встреч и сроки всего соревнования.

14. Документы, регламентирующие проведение спортивных соревнований и ФСМ. «Календарный план соревнований», его разделы. «Положение» о соревновании.

15. Судейская коллегия соревнований, состав и функции. Медицинское обеспечение и техника безопасности на соревнованиях. Финансово-хозяйственное обеспечение соревнования. Реклама спортивного соревнования.

16. Понятие и виды управленческих решений в ФиС. Типовая структура управленческого решения. Методы принятия решений. Делегирование заданий. Виды деятельности, подлежащие делегированию.

ВЫБОР МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТИВНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Метод управления является специфическим способом осуществления функций спортивного менеджмента и решения управленческих задач. Метод управления физической культурой и спортом можно определить как способ целенаправленного воздействия руководителя спортивной организации на 54 подчиненных и осуществления контроля заих деятельностью. Большинство исследователей менеджмента пришло к мнению, что по содержанию следует различать три группы методов управления: 1) экономические; 2) организационно- распорядительные (административные); и 3) социально- психологические. Основанием этой группировки является способ воздействия на личность и коллектив организации в целом. Таких способов три. Материальная мотивация включает воздействие на личность и коллектив через материальные интересы с помощью материального стимулирования. Властная мотивация, властное воздействие базируются на присущих системе управления физической культурой и спортом отношениях власти и подчинения. Воздействие здесь осуществляется организационно-административными методами с целью воспитания осознанной необходимости соблюдения определенного порядка и дисциплины труда. Социальная мотивация основывается на воздействии через моральные интересы с помощью педагогических и социально- психологических методов. Материальная, властная и социальная мотивации взаимодействуют, образуя единую систему воздействия. Обобщение опыта отраслевого управления физической культурой и спортом позволяет сделать вывод о целесообразности выделения наряду с перечисленными группами еще и комплексных методов управления. Экономические методы управления физической культурой и спортом представляют собой способы эффективного использования рыночных отношений для физического совершенствования населения, производства и предоставления ему физкультурно-спортивных услуг. Комплекс экономических методов в спортивном менеджменте опирается на всю систему рыночных отношений – спрос на физкультурно-спортивные услуги и товары, ценообразование на них, систему финансирова- ния и т.д. Рассмотрим содержание некоторых экономических методов. Метод дифференцирования заработной платы работникам организаций физкультурно-спортивной направленности в 55 зависимости от эффективности их труда. Материальная мотивация в этом методе осуществляется на основе Единой тарифной сетки и нормативов оплаты труда за одного занимающегося, премирования физкультурных работников и спортсменов, вручения им ценных призов. Нормативно-экономический метод управления заключается в установлении нормативов финансовых расходов на различные виды спортивной работы, утверждении табеля обеспечения спортсменов одеждой, обувью и др. Норматив представляет собой количество денежных средств, трудовых или материально-технических ресурсов на одного занимающегося физическими упражнениями и спортом или на единицу времени. В зависимости от специфики объектов нормирования можно выделить нормативы финансовые, материальные, трудовые, численности работников государственных физкультурных учреждений, обеспеченности спортивными сооружениями в расчете на 100 тыс. населения. Экономические нормативы – эффективный метод управления в физкультурных организациях. Метод прямого целевого финансирования: а) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и государственных физкультурно-спортивных организаций федерального значения; б) научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта в соответствии с федеральной программой; в) подготовки и выступления (включая научно-медицинское обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России. Существенное место в экономическом механизме спортивного менеджмента занимают коммерческий расчет, методы расчета цены на физкультурно-спортивные услуги и товары и другие методы. Различают четыре основных вида экономических методов управления: Метод экономического воздействия характеризуется направленностью на реализацию объективных экономических интересов. Централизованный плановый метод управления представляет собой систему взаимообусловленных и органически взаимосвязанных элементов, мер, приемов сознательного, 56 целенаправленного управления экономическими процессами. Метод хозяйственного расчета обеспечивает определенную хозяйственную самостоятельность организаций, основываясь на принципах плановости, имущественной обеспеченности и материальной ответственности, хозяйственной самостоятельности, материального стимулирования работников, а также самоокупаемости и самофинансирования. Метод кредитования предполагает централизованное установление в заемных средствах, которые служат источником формирования оборотных средств, необходимых для производственной деятельности предприятия, организации. Организационно-правовое воздействие в спортивном менеджменте проявляется через механизм властной мотивации и зависит от набора мер административно-правового характера. Организационно-правовые, или как их еще называют организационно-административные, методы управления базируются на присущих системе управления физической культурой и спортом отношениях власти и подчинения. Под властью в прямом смысле слова понимается безусловное и полное подчинение всех воле одного, а под авторитетом – подчинение воли одного лица воле другого. Организационно-правовые (административные) методы принято подразделять на три группы; 1) регламентирующего воздействия; 2) распорядительные; 3) дисциплинарные. Методы регламентирующего воздействия, или иначе организационно-стабилизирующие, занимают центральное место среди названных методов. Они включают: Организационное регламентирование как метод управления физической культурой и спортом представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия. Регламентация – установление определенных социальных правил, точных предписаний к действию, рамки поведения органа управления, его структурного подразделения, руководителя и отдельного исполнителя. Состав регламентирующих организационных документов можно конкретизировать сле- дующим образом. 1. Должностное peгламентирование деятельности отдельных работников физической культуры и спорта, которое 57 осуществляется: а) квалификационными характеристиками должностей служащих физической культуры и спорта, утвержденными Федеральным агентством по физической культуре (пример в учебнике); б) должностными обязанностями, разрабатываемыми в физкультурных организациях и утверждаемыми руководителями этих организаций; в) контрактом, заключаемым организацией с работником или спортсменом, соглашением и т.д. Уставы и положения, договоры и соглашения, регламентирующие внутренний порядок работы организации физкультурно-спортивной направленности (например, устав ДЮСШ, устав спортивного клуба и т.д.). 2. Документы, регламентирующие порядок проведения физкультурно-спортивных мероприятий и направлений физ- культурной работы. В качестве примера таких документов можно назвать правила спортивных соревнований по видам спорта, положение о соревнованиях, календарный план спортивных соревнований, регламент спортивных соревнований и др. 3. Документы общеотраслевого характера, устанавливающие порядок функционирования физической культуры как отрасли в целом или основных подсистем. Например, «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте», закон «Об общественных объединениях», «Положение о федеральном агентстве по физической культуре и спорту». Коллективный договор как метод управления. Согласно ст.7 нового «ТК Российской Федерации ", коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями и работниками на предприятии, в учреждении, организации". Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях". Этим Законом установлено, что коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Можно рекомендовать работникам физической культуры и спорта использовать этот опыт и в современных условиях. Трудовое контрактирование – новый метод управления в 58 российском спортивном менеджменте. В ныне действующем КЗоТ России этот метод получил правовое закрепление. Статья 15 КЗоТ определяет: «Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмо- тренные Законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон». Содержание спортивного контракта имеет некоторую специфику, обусловленную предметом трудового контракта – совместной деятельностью спортсмена или тренера, с одной стороны, и спортивной организацией, с другой, с целью подготовки и успешного выступления спортсмена на предстоящих соревнованиях. Трудовой контракт заключается в письменной форме: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более 5 лет; 3) на время выполнения определенной работы. Ст. 21 КЗоТ предусматривает, что при заключении трудового контракта может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Организационное планирование определяет порядок выполнения распорядительных актов. Его цель – создание четкой целенаправленной и слаженной работы органа управления в предстоящий календарный период времени. Организационные планы в физкультурных организациях составляются на год, полугодие, квартал, месяц. Нормирование как метод управления. Нормирование как метод управления заключается в установлении норм и нормативов. Нормативы служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В спортивных организациях действует значительное количество нормативов: нормативы режима учебно-тренировочной работы в спортивных школах, нормативы продолжительности занятий физической культурой в образовательных учреждениях и т. д. Тренерам-преподавателям по спорту при 40-часовой 59 рабочей неделе установлена норма проведения непосредственно учебно-тренировочной работы – 18 часов в неделю и т.д. Инструктирование как метод управления является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в ознакомлении с условиями работы или обстоятельствами дела, объяснении задач, путей решения проблемы, возможных трудностей и т.д. Инструктирование включает: ознакомление; объяснение; совет; предостережение; разъяснение. Распорядительное воздействие как метод управления включает различные способы текущей организационной работы. В состав распорядительных воздействий входит: принятие постановлений; издание приказов; указания; распоряжения; резолюции. По форме распорядительное воздействие может быть как письменным, так и устным. Документ в форме постановления, приказа и т.п. служит средством осуществления распорядительного воздействия, является лишь внешним выражением распорядительной деятельности. Приказы и постановления могут быть изданы только руководителями организации и их заместителями. Методы дисциплинарного воздействия, заключающиеся в установлении ответственности. Выделяют следующие виды ответственности: у) личную; 6) коллективную; в) материальную; г) моральную; д) служебную. За нарушение работником спортивной организации трудовой дисциплины администрация может применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение с работы. Так, например, типовое положение о внутреннем трудовом распорядке предусматривает, что опоздание сотрудника на работу на 3 часа считается прогулом. За это нарушение трудовой дисциплины на прогульщика может быть наложено дисциплинарное взыскание – строгий выговор. За повторное аналогичное опоздание он может быть уволен с работы. Во всем многообразии социально-психологических методов управления различают три группы: а) общие; б) созидающие; в) тормозящие. К общим методам следует отнести: 60 приучение; упражнение; сочетание материального и морального стимулирования. К созидающим относятся метод убеждения, организационное планирование, одобрение и поощрение, привлечение специалистов и болельщиков к управлению через общественные объединения. В число тормозящих методов включают осуждение и наказание.

17. Организационные формы управления физической культурой и спортом в России (государственная, общественная, коммерческая). Государственные органы управления ФиС общей и специальной компетенции. Олимпийский комитет России как орган управления ФиС.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПОРТОМ В РОССИИ Организационная структура профессионального спорта состоит из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по виду спорта; профессиональных спортивных клубов; спортивных команд и спортсменов-профессионалов, заключивших трудовые договора (контракты) с профессиональными физкультурно- спортивными объединениями. В профессиональном зарубежном спорте существует три основных формы владения профессиональными командами , которые имеют различное распространение в США и в Европе. К их числу относятся: частная, корпоративная, акционерная. При корпоративной форме хозяином клуба является фирма или компания, при акционерной – держатели акций. Акционерная форма владения в большей степени присуща европейскому профессиональному спорту. Что касается России , то в последние 15 лет шел процесс смены владельцев клубов и поиск оптимальной формы владения командами. На сегодняшний день процесс еще не завершен. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте. Корпоративное управление означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования спортивного клуба. В систему корпоративного управления в профессиональном спорте входят следующие заинтересованные организации и лица:

– учредители физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов;

– акционеры;

– игроки и тренеры;

– болельщики;

– спонсоры, инвесторы;

– представители государственных структур.

В мировом профессиональном спорте не существует единой модели корпоративного управления. Среди основных можно выделить:

1) Англо-американскую модель (США, Великобритания, Канада). Орган управления представляет собой совет директоров, в руках которого сосредоточены функции «надзора» и «управления»;

2) Немецкую модель (Германия, Нидерланды). Орган управления имеет двухзвенную структуру и состоит из менеджеров. Особенностью является разделение функций «надзора» и «управления»: наблюдательный совет осуществляет функции надзора за исполнительным органом, который непосредственно управляет текущей деятельностью компании. Принципы корпоративного управления и его механизмы в спортивных клубах разной организационно-правовой формы схожи.

Право акционеров, учредителей в управлении реализуется в возможности участвовать в работе высшего органа управления организацией, которым служит:

в акционерных обществах – общее собрание акционеров;

в обществах с ограниченной ответственностью – общее собрание участников; в общественных объединениях – собрание (конференция).

Основными пунктами компетенции высшего органа управления, связанными с управлением корпоративным развитием спортивной организации, являются следующие:

– избрание и отзыв членов совета, избрание руководителя общества;

– определение основных направлений деятельности общества;

– определение организационной структуры общества;

– решение вопросов о приобретении долей, акций (в том числе выпускаемых другими клубами или самим клубом);

– внесение изменений в устав;

– создание и приостановление деятельности зависимых организаций, филиалов и представительств;

Приостановление деятельности спортивной организации;

– определение порядка распределения финансовых ресурсов (в том числе прибыли) и порядка покрытия убытков.

В России корпоративное управление профессиональными клубами выражается в создании попечительских советов, куда входят влиятельные лица (политики, бизнесмены, чиновники), которые определяют политику клуба и решают самые важные вопросы, касающиеся его деятельности. Попечительский совет – коллективный наблюдательный и консультативный орган, действующий в соответствии с уставом спортивного клуба и обладающий широкими полномочиями. Совет вправе осуществлять контроль над деятельностью спортивного клуба и привлекать с этой целью аудиторские организации, проверять целесообразность использования денежных средств, вносить свои предложения по совершенствованию деятельности спортивного клуба, касающиеся таких вопросов, как изменение организационно-правовой формы, устава, замена старшего тренера, покупка игроков и т.д. Возглавляет попечительский совет, как правило, должностное лицо, обладающее широкими властными полномочиями (губернатор, вице- губернатор, мэр города, заместитель мэра) или крупный бизнесмен, являющийся, по сути дела, хозяином клуба.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Формальные и неформальные группы: особенности, механизмы образования, структурные характеристики, значение для организации. Факторы, влияющие на эффективность их работы и на установление дружеских отношений между людьми. Функции неформальных лидеров.

    реферат , добавлен 22.05.2015

    Признаки организационных систем. Механизмы взаимодействия людей через социализацию. Значение организационных систем для общества. Формальные и неформальные лидеры организации. Информация, материальные и номинальные блага. Персонал и средства производства.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Основные условия успешной деятельности организации, роль руководителя как лидера в системе формальных отношений. Функции и характеристики эффективного управления: принципы системного руководства; специфика требований и средств в зависимости от уровня.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Понятие групп и особенности группы. Формальные и неформальные группы. Методы управления организацией. Влияние неформальных групп на жизнь организации и их особенности. Синтез формального и неформального в организации. Психологический климат в коллективе.

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Структурный подход к организации. Формальные и неформальные организации. Разделение труда. Подходы, используемые при построении организационных структур. Организация как "имплицитная" модель. Построение организационных структур в современных условиях.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Соотношение понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность" с понятием "личность". Понятие и сущность организации, ее внутренняя среда и взаимосвязь с внешней средой. Проблема и модель установления взаимодействия человека и организационного окружения.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Теория организации и ее место в системе научных знаний. Закономерности строения и функционирования организации. Типы организационных структур и их характеристика. Классификация функций управления. Современные информационные технологии в менеджменте.

    учебное пособие , добавлен 17.03.2014

Понятие муниципальной власти как вида публичной власти. Принципы организации муниципальной власти по Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Понятие и виды муниципальных управленческих организаций по действующему законодательству. Муниципальные казенные учреждения, муниципальные предприятия, межмуниципальные хозяйственные общества, автономные некоммерческие организации и фонды как управленческие организации в структуре муниципальной власти (классификация, целевое назначение, правовой статус, функции). Основные проблемы реализации муниципальных услуг в деятельности муниципальных управленческих организаций.

Местное самоуправление - уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

В ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", 1995 г., была приведена следующая формулировка: "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, закрепляют общие принципы местного самоуправления:

1) самостоятельность решения вопросов местного значения;

2) организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;



3) соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;

4) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

5) многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;

6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

7) законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;

8) гласность деятельности органов местного самоуправления;

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления;

10) государственная гарантия муниципального управления.

К муниципальным хозяйствующим субъектам, составляющим муниципальный сектор

экономики, относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные

учреждения.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом

собственности на закрепленное за ней имущество.

Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Муниципальное учреждение - это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Наряду с муниципальными учреждениями, муниципальные образования вправе создавать некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Межмуниципальные хозяйственные общества - это организации, созданные в муниципальном образовании на коммерческой основе в целях совместного решения вопросов местного значения.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Муниципальное имущество, находится у муниципальных у унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий - на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное

образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не

вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет,

пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение

обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в

соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (муниципального

образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению

имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, право оперативного

управления является для хозяйствующего субъекта значительно более ограниченным, чем право

хозяйственного ведения

Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются

нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны,оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно.

Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления.

В целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений актуальной является задача перехода от сметного финансирования к подушевому и расширение их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.

17. Штабные, линейные, функциональные полномочия в организациях. Делегирование полномочий .

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения.

Организационные структуры можно разделить на линейные, линейно-штабные и функциональные.

Гих документов и других источников с разных точек зрения, в том числе и будущего использования. Принципы – это основа любой теории. Они конкре- тизируются в критериях (признаках) и методах. В насто- ящее время они предполагают социально-политическую нейтральность при оценке явлений действительности. Ценность документа – информационные возмож- ности документа, обусловливающие их историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, куль- турное и иное общественное значение. Экспертиза ста- рается при отборе избежать больших потерь информа- ции, но принять на хранение все невозможно, поэтому возникает приоритет более ценного перед менее ценным. В современном архивоведении закрепилось представле- ние о неодинаковой ценности документов. Критерии ценности документов– система научно обоснованных признаков, на основании которых опреде- ляется степень ценности документов. Начиная с 1970-х до начала 1990-х гг. в архивоведении действовала систе- ма критериев, состоящая из 3 групп: происхождения, со- держания и внешних особенностей. В настоящее время предпринимаются попытки переосмыслить критерии. 3 группы критериев: 1. Критерии происхождения: - значение учреждения или лица в жизни общества; - значимость события (явления, предмета), отражен- ного в документе; - время и место образования документа. 2. Критерии содержания: - значение имеющейся в документах информации; - повторение информации в других документах; - целевое назначение документа; - вид и разновидность документа. 3. Критерии внешних особенностей документа: - подлинность; –11– - наличие резолюций, виз, помет на документе; - внешний вид документа, форма передачи содержа- ния, удостоверения и оформления документа (в том числе художественные, палеографические, языковые и другие особенности); - физическое состояние документа. Рассмотрим, как изменяется отношение к тем или иным критериям. Критерий значения учреждения, в дея- тельности которого образовались документы, в настоящее время имеет иное название и трактовку: функционально- целевое назначение организации. Изменения в жизни об- щества оказали влияние на все его сферы. Перестройка экономики, возникновение разных форм собственности, отказ от жесткой централизации управления в целом и ряде функций особенно (руководство, контроль, планиро- вание, снабжение и др.) стали базой изменения: организа- ционно-правовых форм организаций, ведомственной сис- темы управления (включает только государственный сек- тор), понимания отрасли (не совпадает с ведомственной системой и включает организации разных форм собствен- ности), роли и места организации в системе управления. Изменились связи управления: получили большое развитие горизонтальные связи, вертикальные сохрани- лись применительно к государственной системе; приме- нительно к негосударственным организациям центра- лизованы связи контроля с финансовыми, статистичес- кими, налоговыми органами; расширились связи с по- ставщиками и потребителями (организации-партнеры, посредники). Как результат – изменение характера и объема традиционных функций, возникновение новых (например, маркетинга). Основные функции управления осуществляются самими негосударственными организа- циями или госпредприятиями. Все это приводит к изменению системы документи- рования деятельности организаций, следовательно, оценки –12– и отбора документов. Прежний подход, то есть деление организаций на основные, вспомогательные и обслужива- ющие в ряде случаев невозможен. Многопрофильность (одна из черт современных организаций) приводит к соче- танию всех этих задач в одном объекте – организации. Раньше был возможен преимущественный прием доку- ментов, отражающих основные задачи организации, и от- каз от приема или частичный прием документов, отража- ющих вспомогательные и обслуживающие функции в силу их однородности и повторяемости. Сейчас нельзя гово- рить о достаточно полном поглощении информации о де- ятельности вспомогательных и обслуживающих органи- заций. Возникает необходимость расширения приема до- кументов типичных организаций, то есть выполняющих однородные, повторяющиеся функции. Современные организации оцениваются с точки зре- ния уникальности деятельности, новизны продукции, товаров, услуг, конкурентоспособности, участия в меж- дународных и региональных программах, работы в эк- стремальных условиях, особо важной роли в развитии определенной сферы деятельности в стране или конк- ретной территории, масштаба деятельности и др. Таким образом, в настоящее время критерий «фун- кционально-целевое назначение организации» рассмат- ривается с двух точек зрения: особая роль организации и типичность (однородность, повторяемость) организа- ций в системе управления. Этот критерий продолжает уточняться. Критерий значения содержащейся в документе ин- формации в настоящее время рассматривается с точки зрения отбора уникальной и типической информации, то есть общего и единичного. С точки зрения экспертизы ценности документов наиболее значимые явления, собы- тия должны быть представлены большим кругом доку- ментов, с наибольшей полнотой принимаемых на госхра- –13– нение. Есть события, значимость которых для общества определяется сразу же (например, Чернобыль, выборы первого президента РФ – уникальные события), как и явлений однородно типичных, соединяющих в единое це- лое общее и индивидуальное (выборы президента РФ). Критерий вида документа – группа документов од- ного наименования, общего назначения и единого форму- ляра (вида) непосредственно связана с определенной фун- кцией и имеет определенную устойчивую информатив- ность или ценность. В современных условиях появляют- ся документы, соединяющие в себе функцию и информа- цию ряда ранее самостоятельных видов документов (на- пример, бизнес-план – и план, как таковой, и финансовый документ). Отмечается появление «безноминальных» до- кументов в связи с применением компьютеров (инфор- мация, сведения, данные просто перечисляются без ука- зания вида документа). Все это должно стать предметом изучения документоведов и архивистов. Критерий подлинности документа. Подлинник подлежит первоочередному приему на хранение по срав- нению с копиями, которые отбирают только в необходи- мых случаях. Àвтоматизированные технологии приве- ли к тому, что появились аутентичные документы, то есть несколько экземпляров подлинника, которых мо- жет быть сколько угодно. Отбор лучшего по качеству документа производится на основании критериев вне- шних особенностей. Критерии оценки документа применяются в комп- лексе. С самого первого момента выработки признаков определения ценности документов в экспертизе действует правило: - для отбора документа на хранение достаточно хотя бы одного критерия ценности; - для отбора документа на уничтожение необходимо применять всю совокупность критериев. –14– Новых критериев оценки документов в настоящее время не предлагается. Речь идет о тех или иных аспек- тах применения критериев, их иной интерпретации, то есть не теоретической, а методической стороне вопроса. 1.2. Система нормативно-методических пособий, применяемых при экспертизе ценности документов и комплектовании ими государственных архивов В систему пособий по оценке и отбору документов входят: списки источников комплектования государ- ственных архивов, перечни документов, методические рекомендации. Перечни и списки являются рабочими инструментами, применяемыми в практике комплекто- вания государственных архивов. В отечественном архивоведении сложилась систе- ма перечней, то есть совокупность связанных между со- бой справочных пособий по определению сроков хране- ния документов. Перечни типовых документов выделя- ют типовой состав документации, характерный для всех или абсолютного большинства учреждений, организаций, предприятий. Для ведомственных перечней характерна более детальная дифференциация сроков хранения по звеньям системы, то есть организациям одного ведом- ства. Перечни, являясь средством унификации сроков хранения документов, одинаковых по назначению и виду, играют регулирующую роль в применении единых тре- бований к оценке документов. В настоящее время применяется 3 типовых переч- ня (Перечень типовых управленческих документов, об- разующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, 2000 г.; Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и про- изводственной деятельности организаций, с указанием –15– сроков хранения, 2007 г.; Перечень документов, подле- жащих приему в государственные архивы СССР, 1973 г.), а также 17 ведомственных перечней и примерных но- менклатур дел, разработанных в конце XX – начале ХХI века. Целый ряд ведомственных перечней нужда- ется в переработке или потерял самостоятельное значе- ние в силу ликвидации соответствующих министерств и ведомств. Примерные списки организаций-источников комп- лектования – справочники по отбору организаций – по- зволяют архивистам установить, фонды каких учреж- дений подлежат и не подлежат отбору на государствен- ное хранение, и из каких организаций документы надо принимать выборочно. Перечни документов и примерные списки явля- ются нормативно-методическими пособиями для со- ставления номенклатур дел и списков источников ком- плектования. В большинстве архивов списки источников комплек- тования традиционно ведутся в листовой и карточной фор- ме. Внедрение автоматизированных архивных технологий позволяет создавать БД по источникам комплектования. На сегодняшний день это является актуальной задачей. В 2004 г. ВНИИДÀД, ГÀРФ и РГÀЛИ при участии Росархива начали работу по теме «Разработка экспери- ментальной автоматизированной базы “Состав и сроки хранения документов, образующихся в организациях”». Особенностью этой БД является то, что база не просто создается и ведется на основе имеющейся информации (перечней документов, примерных номенклатур дел, ре- шений ЦЭПК, законодательных актов), но и соединяет в себе процессы создания данной информации, ее уточне- ния, ввода, ведения, поиска. Современное архивное зако- нодательство закрепило за архивной службой право ут- верждения и согласования типовых и ведомственных –16– перечней документов. Создаваемая БД должна быть при Росархиве и носить межведомственный характер, что- бы ее пользователями могли быть не только архивные учреждения, но и другие организации. БД является мно- гофункциональной, она должна постоянно корректиро- ваться ввиду изменений в управлении, документирова- нии, сроках хранения документов. Все сведения БД будут основаны на законодатель- ных, нормативных, методических документах и иметь ссылки на них. Эта БД сможет дать современное реше- ние проблемы отбора документов на хранение и унич- тожение с точки зрения теории, методики и практики. Проблемы возникнут из-за межведомственного значе- ния БД (юридические, финансовые, организационные). Кроме этого, имеется система методических разра- боток по вопросам экспертизы ценности документов и комплектования госархивов, в которых обобщается на- копленный опыт практической работы и результаты научных исследований. На сегодняшний день наиболее актуальным является изучение проблем: отбора доку- ментов с повторяющейся информацией, отбора массо- вых документов (в том числе документов по личному составу), выборочного приема документов. 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРÀННОСТИ ДОКУМЕНТОВ Обеспечение сохранности архивов и архивных до- кументов – важная государственная задача. Решение этой сложной задачи обеспечивается за счет комплекс- ного подхода, включающего правовые, организационные, научно-методические и технические аспекты сохране- ния документов. Важное место в этой системе занимает использование эффективных технологий. Остановимся на некоторых из них. 2.1. Противопожарная безопасность Пожары в архивах и библиотеках как в России, так и во всем мире заставляют специалистов постоянно ис- кать новые средства и методы защиты и борьбы с ог- нем. Наиболее актуальным в системе мер противопо- жарной безопасности является выбор средств пожаро- тушения. Как известно, при пожаре в Àкадемии наук от огня пострадало 3 тыс. книг, а от воды при тушении пожара – 2 млн ед. хр. Система архивного пожаротушения должна отве- чать следующим требованиям: 1) применяемое вещество должно обладать высокой тушащей эффективностью при минимальном его ко- личестве и стоимости и минимальном воздействии на материалы; 2) оно не должно нанести существенный, неустранимый ущерб для документов, людей и помещений архива; 3) система должна легко и быстро приводиться в ра- бочее состояние, быть надежной в эксплуатации. Должно быть исключено ложное срабатывание. –18– В ходе научно-исследовательской работы, проведен- ной Центром по безопасности культурных ценностей Министерства культуры РФ, изучалось влияние веществ, применяемых в средствах пожаротушения, на различ- ные объекты архивного и музейного хранения, в том числе на бумагу. Результаты показали следующее: газо- аэрозольные системы абсолютно неприменимы в архи- вах. Они прекрасно справляются с огнем, но выделяют при этом очень агрессивное вещество, которое уничто- жает бумагу. Порошковые средства можно использовать только в том случае, если документы хранятся закрытыми в шкафах, сейфах и т. п., так как применяемый порошок практически невозможно счистить с бумаги, особенно с низкосортной. Углекислотные системы безопасны для культурных ценностей, но ядовиты для людей. Они требуют после- дующего газоудаления, к тому же, способны самопроиз- вольно срабатывать. Всем требованиям удовлетворила разработка Ин- ститута низких температур – система на тонкораспы- ленной воде (производства московского завода «Спецав- томатика»), которая практически не оказывает разру- шающего воздействия на бумагу и безопасна для лю- дей. Тонкораспыленная вода тушит пожар, а ее воздей- ствие, незначительное по объему, на документы носит обратимый характер, через несколько часов практичес- ки не обнаруживается (около 6 час.), время тушения не превышает 20–30 секунд. Уже разработаны автоматическая модульная си- стема пожаротушения тонкораспыленной водой, пе- реносная ранцевая система (может подавлять очаги возгорания на расстоянии до 12 метров) и огнетуши- тели, работающие по этому же принципу. В настоя- щее время такой системой уже оснащен Централь- ный архив МВД. –19– 2.2. Защита от воды Это также важный фактор сохранения культур- ного наследия. Необходимо вовремя выявить появле- ние воды в хранилищах в случаях аварий техничес- ких коммуникаций. За рубежом достаточно широкое распространение получили детекторы обнаружения воды. Некоторые из них работают автономно и охва- тывают определенную зону, другие можно подключить к центральному пульту. Имеются также сигнальные устройства, соединенные с основными водопроводны- ми трубами. Их устанавливают в местах хранения наи- более ценных материалов. Но представим себе, что большие массивы докумен- тов подверглись длительному воздействию воды (навод- нение, авария, тушение пожара). Для массового восста- новления поврежденных водой документов и книг при- меняют метод сублимации. Намокшие книги или дела замораживают в морозильной камере до температуры –25–30 °С (после чего они могут храниться долгое вре- мя), потом помещают в вакуумную камеру, в которой давление откачивается до определенного уровня, затем температуру в камере повышают до 0. В результате лед постепенно испаряется, минуя фазу превращения в воду, то есть происходит процесс сублимации. Такая установка спроектирована НИИ вакуумной техники. В ходе экспе- римента книги, брошюры и другие предметы, изготов- ленные из бумаги разного вида и формата, сначала не- сколько суток находились в речной воде, затем в тече- ние 4–5 часов – на специальной решетке на воздухе. После этого они замораживались до –27 °С и храни- лись в замороженном виде от нескольких дней до не- скольких месяцев. Методом сублимации удаляется влага из предме- тов, изготовленных практически из любых типов бума- –20–

Названия процессов, экономических и инновационно-инвестиционных видов деятельности социально-экономических систем, а также понятий «инновация», «инвестиции» нуждаются в установлении своих функциональных назначений и корректировке сложившихся сущностных представлений о них. Четкое определение функционального назначения таких дефиниций, как «инновация» и «инвестиция», позволяет более точно установить роль и место данных понятий в инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, раскрыть их реальные возможности влияния на экономический, финансовый результаты, эффективность производства. При этом немаловажным фактором повышения качественной характеристики организационного потенциала выступает формируемое единство представлений у менеджмента о взаимосвязи инвестиционных составляющих понятий «инновация» и «инвестиция», требующих финансовых средств для создания (приобретения) и внедрения технологических, продуктовых, организационных и маркетинговых новшеств, осуществления проектов по обновлению и модернизации основных фондов.
В экономической литературе сложилось устойчивое определение понятий «инновация», «инвестиция», выступающих основой сущностных представлений об исследуемых понятиях: новшество (нововведение) технического, организационно-экономического, технологического характера, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, применяемое в различных сферах деятельности национальной экономики; долговременный вид вложений в обновление капитала хозяйствующих субъектов, в предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты . Исходя из данного определения, можно сформулировать функциональное назначение каждого из понятий.
Так, для понятия «инновация» функциональное назначение может быть сформулировано следующим образом: смена или усовершенствование устоявшихся форм и видов деятельности посредством использования результатов научных исследований и разработок. Данное функциональное назначение понятия «инновация» является одним из содержательных элементов и дефиниции «инновационная деятельность», позволяющим адекватно представить деятельность по созданию инноваций как способности и ресурсной возможности воплощать экономически и организационно привлекательные идеи для функционирующей социально-эконо-мической системы в новые или модифицированные виды продукции, услуг, технологические процессы, способы производства.
Конечным результатом инновационной деятельности при этом выступают такие виды новшеств, получивших практическое применение у хозяйствующего субъекта, как инновации:
- технологические, представляющие собой новый или модифицированный (усовершенствованный) вид продукции, услуги, способа производства;
- продуктовые, как результат разработки и внедрения в производство новых или усовершенствованных видов продукции;
- процессные, основанные на разработке и внедрении новых или усовершенствованных производственных методов изготовления и передачи продукции;
- маркетинговые, включающие в себя новые или улучшенные маркетинговые методы по изменению дизайна упаковки продукции, продаж и презентации продукции, услуг, их продвижения на рынок;
- организационные, выступающие в форме новых методов осуществления деятельности предпринимательскими структурами, их развития в долгосрочном периоде, организации внешнеэкономических связей;
- экологические, являющиеся сопутствующими технологическим, организационным и маркетинговым инновациям, в рамках которых обеспечивается экологическая безопасность.
Функциональное назначение понятия «инвестиции» можно выразить следующим образом: средства, предназначенные для менеджмента в его стремлении изменить качественные и количественные характеристики располагаемых ресурсов на основе трансформации уровня их инновационности, обновления и модернизации.
На наш взгляд, такое функциональное назначение ориентировано на объединение инвестиционных начал в инновационной и инвестиционной деятельности разноуровневых социально-экономических систем для достижения планируемой динамики экономического роста, сбалансированных с качественными и количественными изменениями ресурсного потенциала, с растущим уровнем конкурентных преимуществ.
Установление функциональных назначений понятиям «инновация» и «инвестиция» должно согласовываться с результатами инновационной деятельности, а также с целями инновационной социально-экономической системы. Тем самым устраняется влияние фактора различных целевых ориентаций подразделений инновационного предприятия, но только в том случае, когда ожидаемые экономические и иные результаты инновационной деятельности на различных уровнях управления согласовываются и включаются в целевую направленность инновационного предприятия, качественные и количественные характеристики которой выступают ориентирами достижения в составе стратегии долгосрочного развития . При этом влияние уровня обоснованности выбора для осуществления инновационного проекта (его вариантов) состоит в том, что ошибки при несоблюдении методических рекомендаций по выбору проектов для финансирования сопровождаются существенными отклонениями в процессе определения расчётных и прогнозных цен на создаваемые технологические инновации.
Кроме того, низкий уровень обоснованности экономической эффективности инновационного проекта может быть результатом неполной информации о реальных возможностях создания эффективных технологических инноваций в периодах времени, в которых экономические и инновационные изменения состояния внешней среды не установлены из-за отсутствия информации.
Расширению состава конкурентных преимуществ инновационного предприятия, на наш взгляд, способствует не только дифференцированный подход к определению состава инновационных проектов и направлений инновационной деятельности, обоснованности выбора проектов инвестирования в создание новшеств, но и учёт располагаемого творческого потенциала исследователей и разработчиков, их восприимчивость к идеям технологического, информационного, организационного и маркетингового характера, выдвигаемых во внутренней или внешней среде. При этом происходящие организационные, творческие изменения в процессе инновационной деятельности как в текущем, так и в долгосрочном периодах времени должны сочетаться с действиями менеджмента инновационного предприятия по подготовке участников научно-инновационного цикла к предстоящим изменениям, направленными на преодоление неуверенности в своих творческих, квалификационных возможностях осуществления научных исследований и разработок.
Повышение уровня готовности персонала инновационного предприятия к изменениям организационного и научно-инновационного характера содействует росту уровня конкурентных преимуществ предприятия, производительности труда на основе осознания своей индивидуальной и коллективной ответственности за достижение экономических и социальных результатов инновационной деятельности предприятия .
Формирование общего объёма финансовых средств, необходимых для инвестирования в создание новшеств, обновление и модернизацию основного капитала инновационного субъекта хозяйствования, как одна из основных задач менеджмента по формированию текущего (годового) и перспективного бюджета на осуществление инновационной и инвестиционной деятельности, должно быть непосредственно связано с планируемыми целевыми ориентирами экономических результатов. При этом установление размера финансовых средств, направляемых на проектное инвестирование новшеств, должно быть в инновационном субъекте хозяйствования связано со стратегией инновационного развития, в соответствии с которой выделение средств на стадии научно-производ-ственного цикла может колебаться в пределах высокого и относительно низкого риска вложений в технологические, маркетинговые, продуктовые и иные новшества.
В то же время в зависимости от изменения конъюнктуры рынка инноваций, изменений инновационного уровня внешней среды и имеющейся возможности вложений средств в другие виды деятельности, объёмы выделения финансовых средств в создание новшеств могут зависеть от принятия менеджментом решений, основывающихся на учёте сложившегося или ожидаемого в среднесрочном периоде времени влияния факторов внешней и внутренней сред.
Формирование объёмов собственных и привлекаемых финансовых средств на осуществление инновационной деятельности должно быть тесно коррелировано с инвестиционной деятельностью по обновлению и модернизации основных фондов (особенно их наиболее активных элементов), участвующих как в осуществлении стадий научно-инновационного цикла, так и в производстве продукции, оказываемых услуг. На дифференцированность объёмов финансовых средств, направляемых на создание новшеств и инвестиционные проекты, оказывает существенное влияние текущее состояние и планируемая среднесрочная динамика изменений финансового состояния и в целом эффективности использования ресурсного потенциала инновационной социально-эконо-мической системы, ориентированной менеджментом на рост доходности в текущем периоде времени или в долгосрочном периоде осуществления стратегии экономического развития .
Важно отметить и то, что окупаемость инновационных проектов в значительной степени определяется уровнями их рискованности. Поэтому планирование прибыльности от инновационной деятельности для субъекта хозяйствования по своим объёмам и периодам времени достижения должно уступать другим видам его деятельности.