Средневековая деревня и ее обитатели вопросы. Презентация на тему средневековая деревня и ее обитатели

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Причины объединения крестьян в общины»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком говорится в ней и в чем ее смыл? Обсудим это на уроке.

III. Актуализация знаний

— Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

— Из кого образовался класс зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используя технику «Цветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Господская земля и крестьянские наделы.
  2. Феодал и зависимые крестьяне.
  3. Крестьянская община.
  4. Как жили и трудились крестьяне.
  5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1. Господская земля и крестьянские наделы

«Нет земли без сеньора» — такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X вв. была захвачена феодалами. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

(Работа со словарем.)

Вотчина — наследственное земельное владение феодала.

Поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее — замок, был обнесен оградой, впоследствии — стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд 2. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены феодалами, но ими пользовались и крестьяне.

Задание: в тетрадях графически изобразите феодальное поместье.

(Ученики выполняют задание.)

2. Феодал и зависимые крестьяне

Проблемный вопрос. Как вы думаете, на каких условиях феодалы предоставляли зависимым крестьянам возможность пользоваться землей?

(Ответы учеников.)

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, т. е. выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу.

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря». Х в.) .

— Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

— Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

— Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

— Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

— Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

— Как вы понимаете выражение «поземельно зависимые крестьяне»?

— Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

3. Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Причины объединения крестьян в общины:

Крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать

  • Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства
  • Поддерживала мир и порядок на своей территории
  • Ведала, прежде всего, хозяйственными делами
  • Следила за соблюдением традиций и обычаев
  • Помогала беднякам выплачивать налоги
  • Разыскивала преступников
  • Опекала крестьянских вдов и сирот
  • Проводила празднества и игры
  • Добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ

4. Как жили и трудились крестьяне

— Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.

Дополнительный материал

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу…

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

— Таковы старинные обычаи, — пытаются успокоить молодых старики. — С давних пор установлено, что господину нужно при передаче наследства отдать лучшую голову скота — это право «мертвой руки». И за потерю работницы полагается платить господину брачную пошлину.

— Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит молодой семейный крестьянин.

— Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили) землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с колокольни деревенской церкви — это сигнал для сбора. «К господскому двору!» — раздался клич. Вооружившись наспех, кто чем мог — кольями, топорами, вилами, косами, крестьяне нестройной, но грозной толпой двинулись к дому феодала. Слуги господина пытались отбить вторжение. Но самые смелые из нападающих подобрались с факелами к деревянной ограде и, набросав веток, подожгли ее, большим бревном разбили ворота и проникли на господский двор. Господина и его семью найти не удалось: в самом начале осады они успели бежать через вторые ворота. Восставшие обрушили свой гнев на жестоких слуг.

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора — это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет…

(Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

— Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

— Кто делал орудия труда?

— Кто строил дом феодалу?

— Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

— Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

— Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

1. Техника сельского хозяйства…, поэтому урожаи были… .

2. Во всех поместьях производили…, поэтому нечем… .

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

— Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

— Средневековая французская пословица гласил: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл?

— Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — §11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?
  2. Для средних учеников — §11, составить схему «Повинности: средневековых крестьян».
  3. Для слабых учеников — §11, вопросы и задания к параграфу.

Подавляющая часть средневекового населения проживала именно в деревнях. В странах Европы подобные поселения были как бы шаблонными, и, если и имелись какие-то различия между ними (в зависимости от стран и городов), то они были совсем незначительными. Средневековая деревня - это особая памятка для историков, которая позволяет восстановить картину былого быта, традиции и особенности жизни тогдашних людей. Потому сейчас мы рассмотрим, из каких элементов она состояла и чем характеризовалась.

Общее описание объекта

План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась. Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти. Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке. Некоторые из них состояли всего-то из 10-15 единиц. В горных массивах люди вообще не селились таким образом. Туда отправлялись по 15-20 человек, которые образовывали небольшой хутор, где вели свое малое хозяйство, автономное от всего остального. Примечательной чертой было то, что дом в эпоху Средневековья считался имуществом движущимся. Его можно было транспортировать на специальной повозке, например, поближе к церкви или же вовсе перевезти в другое поселение. Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве, в связи с чем не могла иметь четкого картографического плана, закрепленного в государстве, которому принадлежала.

Кучевая деревня

Такой тип средневекового поселения является (даже для тех времен) пережитком прошлого, но таким пережитком, который еще очень долго просуществовал в обществе. В таком населенном пункте дома, сараи, крестьянские угодья и поместье феодала были расположены «лишь бы как». То бишь тут не было ни центра, ни главных улиц, ни отдельных зон. Средневековая деревня кучевого типа состояла из беспорядочно расположенных улочек, многие из которых заканчивались глухими тупиками. Те, которые имели продолжение, выводили в поле или в лес. Тип ведения хозяйства в таких поселениях был, соответственно, также беспорядочным.

Крестообразное поселение

Данный тип средневекового поселения состоял из двух улиц. Они пересекались друг с другом под прямым углом, образуя таким образом крест. В месте пересечения дорог всегда лежала главная площадь, где располагалась либо небольшая часовня (если деревня насчитывала большое количество жителей), либо поместье феодала, который владел всеми живущими здесь крестьянами. Средневековая деревня крестообразного типа состояла из домишек, которые были обращены своими фасадами к улице, на которой они располагались. Благодаря выглядела очень опрятно и красиво, все постройки были практически одинаковыми, а на их фоне выделялась лишь та, что находилась на центральной площади.

Деревня-дорога

Этот тип поселения в был характерен для местностей, где встречались крупные реки или же горные спуски. Суть заключалась в том, что все дома, где проживали крестьяне и феодал, собиралась в одну улицу. Она протягивалась вдоль долины или реки, на берегу которой они и располагались. Сама дорога, из которой состояла, в общем-то, вся деревня, могла быть не слишком прямой, но она в точности повторяла те природные формы, которые окружала. План местности средневековой деревни данного типа включал в себя, помимо крестьянских угодий, дом феодала, который располагался либо в самом начале улицы, либо в ее центре. Он был на фоне остальных домишек всегда самым высоким и шикарным.

Лучевые деревни

Этот тип поселения был самым популярным во всех городах потому очень часто его план используют в кинематографе и в современных романах о тех временах. Итак, в центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня, небольшой храм или иное религиозное сооружение. Неподалеку от него находился дом феодала и прилегающие к нему дворы. От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца, а между ними строились дома для крестьян, к которым прилагались земельные участки. В таких деревнях проживало максимальное количество жителей, они были распространены и на севере, и на юге, и на западе Европы. Также тут было куда больше просторов для ведения различных типов хозяйства.

Урбанистическая ситуация

В средневековом обществе города начали формироваться примерно в 10 веке, а завершился этот процесс аж в 16-м. В течение этого времени на территории Европы возникали новые урбанистические поселения, однако их типаж ничуть не менялся, увеличивались только размеры. Что же, и деревня имели много общего. У них была схожая структура, они застраивались, так сказать, типичными домами, в которых проживали простые люди. Город отличался тем, что был больше деревни, его дороги часто были мощеными, а в центре непременно возвышалась очень красивая и большая церковь (а не маленькая часовня). Такие населенные пункты, в свою очередь, делились на два типа. Одни имели прямое расположение улиц, которые можно было как бы вписать в квадрат. Этот тип строительства был заимствован у римлян. Другие города отличались радиоцентрическим расположением построек. Такой типаж был характерен для варварских племен, которые заселяли Европу до прихода римлян.

Заключение

Мы рассмотрели, какие были поселения в Европе в самую темную историческую эпоху. А чтобы понять их суть было проще, в статье есть карта средневековой деревни. В завершение можно отметить, что для каждого отдельного региона был характерен свой тип строительства домов. Где-то использовалась глина, где-то - камень, в других местах возводились каркасные жилища. Благодаря этому историки могут идентифицировать, какому именно народу принадлежало то или иное поселение.

Технологическая карта урока

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА 4. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ

Тема урока. Средневековая деревня и ее обитатели

Цели

познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы

схема «Причины объединения крестьян в общины»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока

открытия нового знания.

Форма урока

Ход урока

1.Организационный момент

Деятельность учителя : Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Деятельность учащихся: Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. Мотивационно-целевой этап

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком говорится в ней и в чем ее смыл? Обсудим это на уроке .

3. Актуализация знаний

Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Из кого образовался класс зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используя технику «Цветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».

(Знакомство с планом урока.)

План урока:

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

3.Крестьянская община.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1.Господская земля и крестьянские наделы

«Нет земли без сеньора» - такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X вв. была захвачена феодалами Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Воз никла феодальная вотчина, или поместье.

(Работа со словарем.)

Вотчина - наследственное земельное владение феодала.

Поместье - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

2.Феодал и зависимые коестьяне.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее - замок, был обнесен оградой, впоследствии - стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу

Повинности крестьян

Барщина

Оброк

Все работы крестьян в хозяйстве помещика:

обработка господской пашни;

строительство и починка его дома, мостов;

очистка прудов;

ловля рыбы

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины:

долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);

изготовленные ими изделия (полотно, кожи, пряжа), а в ряде случаев и деньги

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря». Xв.).

Ученики отвечают на вопросы:

Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

Как вы понимаете выражение «поземельно зависимые крестьяне»?

Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

ФИЗМИНУТКА

    Танцевальная

    Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

3.Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

4.Как жили и трудились крестьяне

- Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.

Дополнительный материал

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье - это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы - надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел - до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу...

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян - их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью - здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

- Господа делают с нами все, что хотят! - восклицает молодой крестьянин. - Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

Таковы старинные обычаи, - пытаются успокоить молодых старики. - С давних пор установлено, что господину нужно при передаче наследства отдать лучшую голову скота - это право «мертвой руки». И за потерю работницы полагается платить господину брачную пошлину.

Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, - говорит молодой семейный крестьянин.

Некуда нам бежать, - отвечают ему. - Господа всюду захватили землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму - таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с колокольни деревенской церкви - это сигнал для сбора. «К господскому

двору!» - раздался клич. Вооружившись наспех, кто чем мог - кольями, топорами, вилами, косами, крестьяне нестройной, но грозной толпой двинулись к дому феодала. Слуги господина пытались отбить вторжение. Но самые смелые из нападающих подобрались с факелами к деревянной ограде и, набросав веток, подожгли ее, большим бревном разбили ворота и проникли на господский двор. Господина и его семью найти не удалось: в самом начале осады они успели бежать через вторые ворота. Восставшие обрушили свой гнев на жестоких слут.

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора - это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет...

(Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

Кто делал орудия труда?

Кто строил дом феодалу?

Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

Задание . Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

Техника сельского хозяйства..., поэтому урожаи были....

Во всех поместьях производили..., поэтому нечем....

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Беседа по вопросам:

Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

Средневековая французская пословица гласи т : «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл?

Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

Какие умения и навыки отрабатывали?

С какими новыми терминами познакомились?

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

Для сильных учеников - §11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?

Для средних учеников - §11, составить схему «Повинности средневековых крестьян».

Для слабых учеников - §11, вопросы и задания к параграфу.

Средневековая деревня поставляла продукты феодалам, духовенству и городам. В сельской местности проживала основная часть населения Европы.

Как выглядела средневековая деревня

Обычно сельское поседение было небольшим – где-то 13-15 дворов. В особенно благоприятных для ведения сельского хозяйства регионах их количество возрастало до 50. Если люди селились в горных районах, то это уже была не полноценная деревня, а хутор на 15-20 человек.

Деревенский дом, как правило, возводился из дерева, которое сверху обмазывалось глиной. Это позволяло сохранять тепло. Крыша крылась соломой, иногда состоятельные люди могли позволить себе черепицу.

Рис. 1. Деревенский дом.

В Средневековой Европе дома относились к категории движимого имущества – отправляясь на новое место, семья могла без проблем разобрать свое жилище и собрать там, куда переселялась.

Если деревня была достаточно большой, чтобы позволить себе церковь, то ее ставили в центре села. Возле этого культового сооружения обычно находился источник с питьевой водой, а на службах люди не только молились, но и узнавали местные новости.

Рис. 2. Церковь.

Сразу за границами деревни располагались поля, где выращивали полезные культуры, а за полями были луга, куда гоняли коров и лошадей на выпас.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Деревенское хозяйство

Трудился средневековый крестьянин каждый день. Требовалось не только вести хозяйство, но и контролировать его. Специальные разрешения требовались буквально на все, от выпаса скота до рыбной ловли. Очень важно было следить за тем, чтобы скот не ушел в соседнее село.

Продать землю было необычайно сложно – дать свое разрешение на это должны были все жители. Чаще всего люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял важную функцию.

Коллективное хозяйство могло возводить какие-то общие постройки, например, мельницу, его члены самостоятельно решали наследственные вопросы, регулировали связанные с землей сделки и раздел имущества. Если село принадлежало феодалу, на сборах присутствовал его представитель.

Рис. 3. Мельница.

Население средневековой деревни

Если писать доклад на тему “Средневековая деревня и ее обитатели”, непременно стоит отметить, что население делилось на людей, которые возделывали землю, тех, кто занимался ремеслом, и тех, кто разводил скот. В основном общественная жизнь зависела от того, находились ли люди в крепости или были свободными.

Так, обычно свободные и крепостные жили вперемешку, а чтобы не возникало путаницы, на калитку вешали соответствующую табличку. Но безграмотными и нищими были в основном все, вне зависимости от положения.

Практиковались ранние браки, чтобы молодая жена успела родить 3-7 детей. В самых зажиточных деревнях они даже получали образование в церковной школе.

К труду их приучали с раннего возраста – они пасли скот, ловили рыбу, нянчили малышей, собирали ягоды и делали еще много полезного.

Обычно дети наследовали занятие родителей и делали это достаточно рано: так, сын ремесленника уже к 17 годам овладевал секретами мастерства. Дети зависимых крестьян также становились зависимыми и вынуждены были работать на феодала. То, сколько они трудились, зависело в основном от желания феодала.4.7 . Всего получено оценок: 169.